Синтез идей и дел

Ученые мужи из Франции были известны тем, что разжигали враждебность к евреям и их Учению. Их воздействие ...

Язвительные реплики проф. Марсея по адресу Талмуда глубоко запали в душу молодому р.Шнеур-Залману. Он долго обдумывал, как нейтрализовать пагубное воздействие французской профессуры на местные власти, на владельцев поместий и на аристократию. Ученые мужи были известны тем, что разжигали враждебность к евреям и их Учению. Он пришел к выводу, что лучше всего, если евреи вместо торговли и посреднических услуг займутся сельским хозяйством.

История с часами и слава  о молодом гении дошли до проф. Де-Лонжи, стоявшего во главе Академии. Сам он занимался ботаникой ,но уже долгие годы, со студенческой поры в Сорбонском университете, ему не давала покоя одна математическая задача по геометрии.

Ни один инженер, с которым он беседовал, не сумел найти ей решения. Прослышав о р.Шнеур-Залмане, маститый профессор поехал в Витебск, чтобы встретиться с ним и предложить ему эту задачу. Его приезд стал сенсацией, и преподаватели Академии графа Шексинского явились на прием в дом городского головы, где профессор остановился. Когда проф. Марсею стала известна цель приезда проф. Де-Лонжи обратиться для решения задачи, которую сам проф. Марсей не сумел решить, – к молодому мудрецу, он высказал свое недоумение тем, что маститый профессор пренебрегает своим положением и выказывает неуважение к другим ученым.

Де-Лонжи, зная отношение Марсея к евреям, промолчал. Городской голова послал одного из служащих к р.Йеуде-Лейбу Сегалу сообщить тому, что маститый профессор хочет встретиться с его зятем, и спрашивает, когда он его сможет принять. Молодой рабби передал, что он лично явится к профессору из уважения к нему.

Профессор изложил ему суть задачи в ходе встречи. На третий день, когда профессор приехал с визитом к молодому гению в дом к его тестю, решение задачи уже было готово, и бухгалтер торгового предприятия Й.-Л.Сегаля перевел решение с иврита на французский.

Профессор был поражен как решением задачи, так и быстротой, с которой она была решена, и слава о молодом рабби упрочилась еще больше.

*     *     *

 

В доме своего тестя р.Шнеур-Залман продолжил свои занятия Торой с поразительным упорством, и будучи в возрасте 18 лет уже закончил всестороннее изучение Талмуда со всеми комментариями, и к тому же продолжал изучение каббалы, посвящал много времени молитве и следовал обычаям благочестивых в духе наставлений святого р. Йешая hа-Леви Горовица, изложенных им в книге «Шней лухот hа-брит».

Однако, образ жизни и обычаи молодого зятя были непонятными и весьма странными для тестя и его семьи, которые усматривали в этом явное отклонение от нормы. Их давление на молодую жену становилось все сильнее, они настаивали, чтобы она развелась со своим «странным» мужем. Но та и слышать об этом не хотела.

Тогда они перешли к другим методам давления на молодую пару: несколько раз не давали им свечей, и молодой зять изучал святые книги при свете луны, а зимними ночами страдал от холода. Случалось, что не оставляли ему еды. Однако, все это ни на йоту не сдвинуло его от линии поведения в духе благочестивых. Все эти санкции, от которых страдала и его жена, не поколебали решимости молодых супругов идти выбранным им путем.

 

***

Во время своего проживания в Витебске р.Шнеур-Залман вел активную агитацию среди еврейского населения, убеждая их заняться сельским хозяйством. В 1764 г. императрица Екатерина II издала указ, позволявший евреям селиться в Риге а спустя еще пять лет – и в окрестных городах. Тогда р.Шнеур-Залман повел широкую разъяснительную работу среди еврейского населения за переезд в поселения, хутора и за приобретение постоялых дворов  на перепутьях. По его совету многие занялись заготовкой древесины в лесах и ее сплавом по Двине в Ригу, которая вела тогда оживленную торговлю с Польшей и Германией.

В ходе своего первого посещения Межеричей в 1764 г. ему стало известно, что р. Исраэль Баал Шем-Тов убеждал еврейское население заниматься сельским хозяйством: садоводством, разведением скота и птицы, рыболовством, сельскохозяйственным производством и т.п. На обратном пути по дороге в Витебск он всюду, где останавливался убеждал еврейское население заняться сельским хозяйством, интересовался постановкой воспитания в начальных школах «хедерах» и призывал знатоков Торы заниматься просвещением простого народа.

Это отнюдь не означало отрицания таких традиционно известных сфер деятельности, как торговля и посредничество. Проблема заключалась в том, что эти виды деятельности были основным родом занятий для большой массы народа, а это усугубляло антиеврейские настроения правящих кругов России, обвинявших евреев в посредническом бизнесе и в поисках легкой наживы. С другой стороны, было совершенно нереальным одним махом переориентировать все еврейское население на сельское хозяйство. Поэтому молодой рабби приложил много усилий для оказания помощи ремесленникам и мастеровым, а также торговцам, которые честно вели свои дела.

עורך

השאירו תגובה