НАРОД-СТРОИТЕЛЬ

Не случайно нас с масонами путают, с вольными каменщиками, строителями. Мы все, евреи – и публицисты, и врачи и ...

Не случайно нас с масонами путают, с вольными каменщиками, строителями. Мы все, евреи – и публицисты, и врачи и даже портные – по национальной миссии своей являемся строителями: строителями Иерусалимского Храма и строителями Вселенского Храма, ведь именно на нас возложена великая задача: превратить низший из миров в жилище Всевышнего.

Любавичский Ребе не раз отмечал: «В главе «Трума» мы находим заповедь Всевышнего народу Израиля: «И построят для Меня святилище, и буду Я обитать среди них». Спросил Моше, учитель наш, Всевышнего: «Как построим жилище для Тебя, если неба и земли мало, чтобы вместить Тебя?!»

Ответил Творец: «Не по Своим силам Я прошу от вас, но по вашим силам».

То есть, строительство Храма -не только дело людей, но и строится он по меркам человеческим. Более того, наши великие мудрецы обратили внимание на грамматическое несогласование в этой фразе: «И построят для Меня святилище (ед. число) и буду Я жить в (или среди) них (множественное)».

Таким образом, цель строительства Святилища – превращение души каждого еврея в жилище для Творца.

Строительство Храма начинается с исполнения заповеди: «И возьмут для Меня пожертвование…»,– т.е., со сбора «строительных материалов»: золота, серебра, меди, дерева, шкур, драгоценных камней, тканей, красок и пр.

Важно заметить, что все эти предметы и материалы могли бы пойти на «будничные» нужды: на украшения, лекарства, строительство домов, одежду.

Но волей людей («…как пожелает сердце») они словно вознесены, выведены из круга земного мира в мир духовный, посвящены Всевышнему.

Не раз останавливались комментаторы на странном построении этой фразы:«И возьмут для Меня пожертвование…»

Естественно было бы сказать: «И дадут для Меня пожертвование…»  Но что мы можем дать Всевышнему, который сказал устами пророка: «Золото Мое и Мое же серебро…»?!

Храм мы строим по своим меркам, из материалов, которые мы, казалось бы, даем Всевышнему, но которые изначально принадлежат Ему, и конечный итог этого строительства – пребывание Всевышнего в наших душах – тоже нужно нам самим.

И все же, способность отказаться от собственности (пожертвовать) и посвятить себя «непрагматичному» строительству, руководствуясь заповедью Всевышнего, делает еврея участником созидания вселенной. Более того, именно строительство Храма в буквальном смысле слова превращает нас в соучастников процесса творения, вносящих в сотворенное «последний штрих». Именно нам доверено превратить мир в «жилище Всевышнего», сделать материю вместилищем Духа»

В принципе, эта беседа не нуждается в комментариях, как и каждое слово Ребе, она самодостаточна и полна. Но все же для русскоязычного читателя важно обратить внимание на несколько моментов:

1. Всевышний требует от человека по силам его. Более того, именно Он (а не мы) обладает полным знанием наших возможностей. Поэтому никогда не следует думать: «мне это не по силам»,– все испытания, выпадающие на нашу долю, «сшиты» точно по нашей мерке.

2. Иудаизму чуждо пренебрежение материальным, а тем более -брезгливое отношение к «золоту и серебру». Да и без иудаизма очевидно, что золото не хорошо и не плохо по своей природе. Человек творит из материи добро или зло по своему личному выбору. Всевышний дал нам право и обязанность творить этот выбор.

עורך

השאירו תגובה