11 нисана

Любавичский Ребе, рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, родился 11 нисана 5662 года (1902) на Украине...
Седьмой Любавичский Ребе, рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, родился 11 нисана 5662 года (1902) на Украине в городе Николаеве. Его отец, рав Леви-Ицхак Шнеерсон был праправнуком третьего Любавичского Ребе, Менахем-Мендела. Именем великого предка он и назвал старшего сына.
В 1909 году в Екатеринославе скончался раввин, и еврейская община начала подыскивать кандидата на этот пост. Выбор пал на р. Леви-Ицхака, что было большой честью для молодого человека, которому только что исполнился 31 год: еврейская община Екатеринослава была одной из самых крупных в России. Так рав Леви-Ицхак Шнеерсон с семьей переехали в Екатеринослав.

Свидетели детских и юношеских лет Ребе рассказывают о его удивительных математических способностях, о выученных самоучкой иностранных языках, но чаще всего – о поразительной углубленности в сложные проблемы иудаизма и философии ХАБАДа.

В 1923 году в Ростове-на-Дону р. Менахем-Мендл познакомился с 6-ым Любавичским Ребе – р. Йосеф-Ицхаком Шнеерсоном – и эта встреча предопределила его дальнейшую судьбу. Молодой человек становится преданным учеником шестого Любавичского Ребе. После переезда в 1924 году в Ленинград рава Йосефа-Ицхака, р. Менахем-Мендл тоже переезжает туда и много времени проводит в доме Ребе, где познакомился с его средней дочерью Хаей-Мусей (1901-1988), с которой вскоре был помолвлен.

В 1927 году рав Йосеф-Ицхак был арестован на своей квартире в Ленинграде. Его спасению в дальнейшем способствовало среди прочего вмешательство государственных и общественных деятелей Запада. Но долгое время, почти полвека, оставалось загадкой – кто был тот мужественный человек, не побоявшийся передать опасную весть за границу.

Эту тайну узнали недавно и случайно. Оказывается, во время обыска у Ребе, когда его семья была насильно заперта в одной из комнат, дочь Ребе увидела в окно направлявшегося к ним р. Менахем-Мендла. Она негромко крикнула: "Уходи, у нас гости!" Первым же поездом р. Менахем-Мендл уехал в Москву, проник в немецкое посольство, добился встречи с послом Германии, и мир узнал об аресте Ребе…

В том же 1927 году рав Йосеф-Ицхак был освобожден и уехал из СССР. В 1929 году под Варшавой состоялась свадьба р. Менахема-Мендла и Хаи-Муси. После свадьбы молодая пара жила в Берлине и Париже, в эти годы р. Менахем-Мендл занимался в  университете – сначала в Берлине, а после прихода нацистов к власти – в Париже, и получил несколько ученых степеней.

Блестящие способности к точным наукам и широта интересов сделали Ребе универсальным специалистом; его глубокая эрудиция в электронике, гидродинамике, астрономии, биологии и многих других областях – всякий раз поражает атеистов от науки, убежденных, что высшее техническое образование несовместимо с верой в Бога…

Начало второй мировой войны застало Ребе в Париже, он и его жена не сумели вовремя покинуть Францию. Удивительные истории рассказывают об этом периоде жизни Ребе. Нужно ли говорить, что немецкие оккупационные власти были беспощадны к евреям, и соблюдение еврейских религиозных законов, обращавшее на себя внимание, грозило немедленной смертью. Но именно в ту тяжелую пору Ребе личным примером доказал, что заповеди Торы можно выполнять при любых обстоятельствах. Об этом вспоминают разные люди, и каждый приводит известные ему примеры мужества Ребе: о том, как через Альпийские горы пронес он муку для выпечки мацы, хотя было известно – немцы расстреливают людей только за ее хранение. И о том, как Ребе с риском для жизни перешел границу и привез своим друзьям из неоккупированного сектора Франции этроги без которых праведный еврей не представляет себе праздника Суккот. К тому времени рав Йосеф-Ицхак, находившийся тогда в Америке, получил для дочери и зятя въездные визы. Через Марсель, миновав немецкие кордоны, Ребе с женой уехали в Соединенные Штаты.

Среди миллионов, эмигрировавших в США в военные и послевоенные годы, нарастала ассимиляция; цели и смысл Любавичского движения были для них ничего не значащим набором слов. Возвращение американского еврейства к подлинной религии началось в 1940 году, после приезда 6-го Любавичского Ребе. Прошло не так уж много времени, и Любавичское движение охватило Америку. Десять лет спустя дом номер 770 на Истерн Парквей в Нью-Йорке превратился в сердце и центр мирового движения ХАБАД.

Сегодня нет на Земле такого места, где не было бы известно название маленького городка Любавичи, находящегося на территории нынешней Смоленской области. Представители движения ХАБАД, посланцы и эмиссары Ребе несут свет знания, еврейских традиций и образования по всему миру. Их можно встретить во всех уголках земного шара: в Москве и Петербурге, в Саратове и Риге, в Бангкоке и Сингапуре, в Мельбурне и Иоганнесбурге, в Рио-де-Жанейро и Сан-Пауло, в Цфате и Хевроне, в Лос-Анжелесе и Берлине.

12 июня (3 тамуза) 1994 года Ребе скончался. С тех пор этот день во всем еврейском мире отмечается как День Ребе.

 
 

עורך

השאירו תגובה