Вехи жизни

Седьмой Любавичский Ребе, рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, родился 11 нисана 5662 года (1902) на Украине ...

Седьмой Любавичский Ребе, рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, родился 11 нисана 5662 года (1902) на Украине в городе Николаеве. Его отец, рав Леви-Ицхак Шнеерсон был праправнуком третьего Любавичского Ребе, Менахем-Мендела. Именем великого предка он и назвал старшего сына.

 

В 1907 году в Екатеринославе скончался раввин, и еврейская община начала подыскивать кандидата на этот пост. Выбор пал на р. Леви-Ицхака, что было большой честью для молодого человека, которому только что исполнился 31 год: еврейская община Екатеринослава была одной из самых крупных в России. Так рав Леви-Ицхак Шнеерсон с семьей  переехали в Екатеринослав (Днепропетровск ).

 

Свидетели детских и юношеских лет Ребе рассказывают о его удивительных математических способностях, о выученных самоучкой иностранных языках, но чаще всего – о поразительной углубленности в сложные проблемы иудаизма и философии ХАБАДа.

 

В 1923 году в Ростове-на-Дону р. Менахем-Мендл впервые встретился с шестым Любавичским Ребе – р. Йосеф-Ицхаком Шнеерсоном – и эта встреча предопределила его дальнейшую судьбу. После переезда в 1924 году в Ленинград р.Йосефа-Ицхака,  р.Менахем-Мендл тоже переезжает туда и много времени проводит в доме Ребе, где познакомился с его средней дочерью Хаей Мушкой (1901-1988), с которой вскоре был помолвлен.

 

В 1927 году рав Йосеф-Ицхак был арестован на своей квартире в Ленинграде. Его спасению в дальнейшем способствовало среди прочего вмешательство государственных и общественных деятелей Запада. Но долгое время, почти полвека, оставалось загадкой – кто был тот мужественный человек, не побоявшийся передать опасную весть за границу.

 

Эту тайну узнали недавно и случайно. Оказывается, во время обыска у шестого Любавичского Ребе, когда его семья была насильно заперта в одной из комнат, дочь Ребе увидела в окно направлявшегося к ним р.Менахем-Мендла. Она негромко крикнула: "Уходи, у нас гости!" Первым же поездом р.Менахем-Мендл уехал в Москву, проник в немецкое посольство, добился встречи с послом Германии, и мир узнал об аресте рава Йосеф-Ицхака…

 

В том же 1927 году рав Йосеф-Ицхак был освобожден и уехал из СССР. В 1929 году под Варшавой состоялась свадьба р.Менахема-Мендла и Хаи-Мушки. После свадьбы молодая пара жила в Берлине и Париже, в эти годы р. Менахем-Мендл получил несколько ученых степеней в Берлинском университете и в Сорбонне.

 

Блестящие способности, широта интересов и глубокая эрудиция в электронике, гидродинамике, астрономии, биологии и многих других областях – всякий раз поражали атеистов от науки, убежденных, что высшее техническое образование несовместимо с верой в Бога…

 

Начало второй мировой войны застало р.Менахема-Мендла в Париже, он и его жена не сумели вовремя покинуть Францию. Удивительные истории рассказывают об этом периоде жизни Ребе. Нужно ли говорить, что немецкие оккупационные власти были беспощадны к евреям, и соблюдение еврейских религиозных законов, обращавшее на себя внимание, грозило немедленной смертью. Но именно в ту тяжелую пору р.Менахем-Мендл личным примером доказал, что заповеди Торы можно выполнять при любых обстоятельствах. Об этом вспоминают разные люди, и каждый приводит известные ему примеры мужества Ребе: о том, как он с риском для жизни перешел границу и привез из неоккупированного сектора Франции этроги, без которых праведный еврей не представляет себе праздника Суккот, и др. К тому времени рав Йосеф-Ицхак, находившийся тогда в Америке, получил для дочери и зятя въездные визы. Через Марсель, миновав немецкие кордоны, Ребе с женой уехали в Соединенные Штаты.

 

Среди миллионов, эмигрировавших в США в военные и послевоенные годы, нарастала ассимиляция; цели и смысл Любавичского движения были для них ничего не значащим набором слов. Возвращение американского еврейства к подлинной религии началось в 1940 году, после приезда шестого Любавичского Ребе. Прошло не так уж много времени, и Любавичское движение охватило Америку. Десять лет спустя дом номер 770 на Истерн Парквей в Нью-Йорке превратился в сердце и центр мирового движения ХАБАД.

 

После смерти рабби Йосефа-Ицхака Шнеерсона в 1950 году его зять, рабби Менахем-Мендл, стал его фактическим преемником, не приняв, однако, формально бразды правления. Лишь год спустя, 10 швата 1951 года, он официально согласился стать лидером хасидов, седьмым Любавичским ребе. Он начал настоящую революцию, создав всемирную сеть своих посланцев с целью борьбы с ассимиляцией и упрочения основ еврейской жизни всюду, где проживают евреи. 

 

Любавичские центры открываются в сотнях городов США и многих других стран. Более чем в пятидесяти университетах филиалы ХаБаДа становятся местом встреч и общения; для студентов, оторванных от своих семей, местом молитвы и изучения Торы; нуждающиеся получают необходимую помощь, для них проводятся религиозные и культурные мероприятия.

 

В 1953 году Ребе создал женское Любавичское движение, а спустя еще два года, в 1955 году, – молодежную организацию "Союз молодежи ХАБАДа". По его инициативе была разработана единая программа реабилитации еврейской молодежи, ставшей жертвой наркомании. "Мы не должны успокаиваться до тех пор, – говорил Ребе, – пока каждому молодому еврею не будет гарантировано религиозное воспитание".

 

Под руководством Ребе " Kehot Publication Society " стало крупнейшим еврейским издательством в мире. Миллионы книг, учебных пособий и видеокассет на языках от английского до арабского, от фарси до голландского распространяются повсеместно, позволяют каждому желающему изучать Тору.

 

Ребе внес решающий вклад в создание еврейских учебных материалов. Его комментарии к РаШИ, анализы, ответы на талмудические вопросы получили всеобщее признание. Его произведения составляют свыше 125 томов. В один из сборников, "Игрос Кодеш", включена подобранная в хронологическом порядке большая часть корреспонденции Ребе. В своих письмах Ребе касается самого широкого круга вопросов: талмудических, философских, научных, политических, социологических.

 

Титул экзиларха, на иврите – "Рош шел коль бней а-гола", глава всех евреев диаспоры, по традиции носили лидеры нашего народа в вавилонской диаспоре. На протяжении столетий по мере распространения и расширения диаспоры этот титул утратил смысл, и раввины могли оказывать влияние на своих единоверцев, главным образом, в зонах своего проживания. Революция средств связи открыла принципиально новые возможности. Ребе поставил перед собой задачу выйти за географические и политические границы и оказывать духовную и материальную помощь каждому, кто в этом нуждается, следуя завету святого Баал-Шем-Това.

 

За сорок с лишним лет своей деятельности на посту лидера движения ХАБАД Любавичский ребе совершил настоящую революцию среди еврейского народа – во всемирном масштабе. Благодаря ему изменилось лицо еврейской жизни на всей планете. Нет сегодня такого закоулка, где проживают евреи и где не было бы представителей движения ХАБАД.

 

Сегодня нет на Земле такого места, где не было бы известно название маленького городка Любавичи, находящегося на территории нынешней Смоленской области. Представители движения ХАБАД, посланцы и эмиссары Ребе несут свет знания, еврейских традиций и образования по всему миру. Их можно встретить во всех уголках земного шара: в Москве и Петербурге, в Саратове и Риге, в Бангкоке и Сингапуре, в Мельбурне и Иоганнесбурге, в Рио-де-Жанейро и Сан-Пауло, в Цфате и Хевроне, в Лос-Анжелесе и Берлине.

 

12 июня (3 тамуза) 1994 года Ребе скончался. С тех пор этот день во всем  еврейском мире отмечается как День Ребе.

 

 

 

 

 

 

 

עורך

השאירו תגובה