Святой воришка

Среди учеников великого Межиричского магида был знаменитый праведник и чудотворец рабби Арье-Лейб из Шполы ...

Среди учеников великого Межиричского магида был знаменитый праведник и чудотворец рабби Арье-Лейб из Шполы по прозвищу Шполер Зейде /Шпольский дед/. Он был известен, как ни странно, своей дружбой с ворами. Да, не все евреи занимались ремеслами, не все были портными, ковалями, меламедами. Были среди наших предков и жулики тоже. Нередко они попадали в тюрьму, и тогда р. Арье-Лейб посылал им еду и необходимые вещи. Больше того, он хвалил их перед Всевышним. Люди не раз слышали, как во время молитвы его святые уста шептали:

 

– Хозяин мира! Взгляни-ка на моих воров! Сколько у них достоинств– и у большого грабителя, и у самого мелкого жулика…

 

Многие не могли понять, что Шполер Зейде может иметь общего с ворами. Тогда цадик рассказал им такую историю. Однажды на Рош а-Шана он увидел, что молитвы евреев не достигают Небес. Ангелы-обвинители возвели непрошибаемую железную стену, без единой лазейки. На каждого еврея у них был компромат. Один делал добро, но хотел, чтобы за это перед ним становились на колени. Другой полдня молился, а полдня говорил про соседей гадости. Так по кирпичику выросла стена, о которую разбивались все молитвы.

 

И тогда р. Арье-Лейб стал молиться за своих знакомых воров и вспоминать их заслуги. Заслуги эти стали прыгать вокруг стены, искать в ней трещины, шатать ее. И вдруг стена рухнула. Навстречу евреям хлынул большой свет. Люди не понимали, как такое может быть. А помогла пробить эту стену следующая история со «святым вором».

 

В Шполе была церковь, а внутри стояло много статуй, украшенных золотом, серебром и бриллиантами. Еврейские жулики решили обокрасть церковь . Были они малограмотны и не знали, что галаха запрещает наживаться на продаже не только самих идолов, но и их украшений.

 

Темной ночью воры подкрались к церкви, стоявшей в центре города, и попытались туда забраться. Но на дверях висели такие замки, что не сломаешь. Лишь под самой крышей было маленькое окошко. Для таких дел имелся Йоселе-воришка. Был он молодой, легонький, небольшого роста. Подпрыгнул, зацепился, подтянулся – и вот он уже внутри, срывает со статуй украшения, выковыривает из глаз драгоценные камни. Вдруг у церкви появились стражники. Они увидели воров и завопили:

 

– Кто такие? Стой!

 

Воры бросились удирать без оглядки. А Йоселе об этом не знал. Он высунулся из окошка и подал условный сигнал, что работа сделана, можно принимать товар. Стражники, окружившие церковь, поймали Йоселе со всем "добром". Схватили бедолагу и – в тюрьму.

 

В то время за ограбление церкви полагалась смерть. Йоселе это знал и не захотел погибать как обычный воришка. Он начал шутить:

 

– Вы думаете, я воровать пришел ? Нет, я забрался в церковь, чтобы спросить у вашего дяди на кресте, может ли он помочь мне прокормить жену и детишек. Обращаюсь к нему раз, другой, третий, а он хоть бы что. Рот у него закрыт, уши не слышат. Тогда я разозлился и кричу: «Да ты же обманщик! Дурачишь людей, которые тебе кланяются. Вот что, возьму я золото, которое на тебе навешано, будет хоть какой-то прок. И что вы думаете? Он даже пальцем не пошевелил, чтобы защитить свое имущество! Так что поблагодарите меня за услугу. Теперь вы знаете, что от него нет никакого толку».

 

Судьи совещались недолго и порешили,  что Йоселе будет сожжен. Прямо перед церковью, на глазах у всех. Правда, главный судья заметил:

 

– Есть у тебя выход избежать этой страшной смерти. Ты ведь по молодости отколол такую штуку. Так отколи еще одну – крестись. И тогда ты не только останешься в живых, но и получишь подарки, станешь богатым. Это же счастье для такого воришки.

 

Но тут Йоселе воскликнул:

 

– Да, я – вор, жулик и вор! Много на мне грехов, много плохих дел. Но чтобы предать нашу веру?! Этого я не сделаю, хоть казните меня каждый день!

 

Повели его на площадь, где собралась толпа и стояла бочка со смолою. Священник велел поджечь ее и сказал Йоселе:

 

– Ты еще можешь спастись от мучений, если оставишь свою веру и примешь нашу. А если нет – утонешь в огне. И снова Йоселе крикнул:

 

– Конечно, я – вор, Йоселе -вор! Но чтобы поменять веру?! Ни за что и никогда!

 

Тогда палачи схватили Йоселе и засунули в бочку его руки. И руки стали гореть вместе со смолою. Это была страшная мука. А священник нежно ворковал:

 

– Послушай, есть еще время! Крестись, и мы найдем врачей, которые вылечат тебе руки. И заживешь ты припеваючи…

 

А Йоселе плясал от невыносимой боли и вопил:

 

– Йоселе-вор сгорит в огне!.. Все муки на свете!… Но изменить веру -никогда!

 

Так он кричал, пока душа не покинула тело. Когда гои убедились, что он мертв, то отдали его тело евреям, и они похоронили его, а на могильном камне написали: Святой Йоселе -вор

 

Каждое слово здесь было правдой. Он действительно был вор и действительно святой, потому что показал всему миру, что даже полуграмотный еврей может отдать жизнь за нашу веру, за нашу Тору. И, может быть, его крики у костра заставили плакать суровых ангелов и проломили стену, о которую разбивались все наши молитвы.

 

После этого Шполер Зейде говорил:

 

– Ну что, не зря я горжусь своими ворами?

 

Когда он умер, его согласно завещанию похоронили рядом с Йоселе.

עורך

השאירו תגובה