В ЛОГОВЕ ЛЬВОВ

Святой рабби Хаим ибн Атар является автором знаменитых комментариев на Пятикнижие, «Ор а-Хаим». Он родился в 1696 году в...
Святой рабби Хаим ибн Атар является автором знаменитых комментариев на Пятикнижие, «Ор а-Хаим». Он родился в 1696 году в Марокко, в семье, из которой произошли выдающиеся знатоки Торы и раввины, и учился у своего деда, имя которого он носил (сефардские евреи часто дают своим детям имена живых дедов и бабушек). Еще будучи молодым человеком он прославился как великий талмудист и каббалист. Он вел святую жизнь, и его называли «а-кадош» («святой человек»). Он написал несколько важных трудов, наиболее известный из которых – его комментарий на Пятикнижие. Его комментарии часто печатают рядом со знаменитыми комментариями Раши, Рамбана и других.

К концу своей короткой жизни (он прожил всего 47 лет) он решил уехать на Святую Землю. По пути он провел несколько лет в Ливорно, Венеции и Дамаске. Он прибыл в Иерусалим в 1742 году с группой из тридцати своих последователей. В следующем году, однако, его не стало (15-го тамуза). Где бы ни был р.Хаим, он основывал ешивы и синагоги, носившие его имя и остававшиеся знаменитыми еще долгое время после его смерти. Синагога «Ор а-Хаим» и ешива в Старом городе были разрушены иорданскими арабами во время оккупации ими Старого города. И были реставрированы после его освобождения израильской армией в 1967году.
Будучи еще студентом ешивы его деда р.Хаим изучил искусство работы по золоту, чтобы зарабатывать на жизнь и не превращать свои знания Торы в источник дохода. Позже, когда он уже прославился своими знаниями и святостью и мог бы занять почетную должность главы ешивы или видного раввина, он отказался получать деньги за свое служение. Он предпочитал зарабатывать деньги своими руками, так как был искусным мастером.

Прекрасный ювелир, р.Хаим мог бы иметь много денег. Однако он не собирался зарабатывать больше, чем было необходимо для скромных нужд его и его семьи. Пока в его кармане были деньги для обыденных нужд, он не работал вообще, и все свое время посвящал святой учебе.

Р. Хаим делал все, чтобы богатые покупатели не беспокоили его. Он просто не открывал собственную мастерскую. Вместо этого, он нанялся к самому известному ювелиру, не еврею, на несколько часов в день или на то время, которое он выбирал по своей надобности.

Так вот, ювелир, к которому р.Хаим нанимался, вовсе не был другом евреев, но он высоко ценил его умение и предоставлял ему работу, когда бы тот ни захотел. Рабби Хаим никогда не спорил о заработке. Он был удовлетворен любыми деньгами, которые платил ему наниматель. Однажды этот хозяин-ювелир попытался соблазнить р.Хаима, дав ему большую, чем обычно, зарплату. Однако в результате р.Хаим стал работать еще меньше, поэтому хозяин снова снизил оплату настолько, чтобы лишь конкуренты не переманили его.

И вот наступило время, когда султан решил выдать замуж свою дочь. Он послал за ювелиром и дал ему большой заказ на изготовление причудливых украшений, которые должны были быть готовы к свадьбе.

Случилось так, что у р.Хаима еще оставались деньги от прежнего заработка, и он не приходил за работой к хозяину-ювелиру. Когда настал срок отдавать заказ султана, ювелир не успел закончить его. Султан разгневался и пригрозил бросить ювелира на съедение львам. Однако хитрый ювелир переложил всю вину на р.Хаима, сказав, что его помощник-еврей не вышел на работу и подвел султана. Тогда султан приказал бросить р.Хаима на съедение львам.

Позади дворца султана был прекрасный сад. Часть сада была огорожена высокой стеной, за которой держали львов и тигров-людоедов. Всякого, кто был приговорен султаном к смерти, бросали к этим кровожадным зверям. По приказу султана эта участь должна была постичь и р.Хаима.

Когда стража пришла за р.Хаимом, он попросил у них позволения взять с собой его святые книги, талес и тфиллин. Солдаты рассмеялись: Ты что, собираешься учить этих больших кошек премудростям своих книг?». Однако, его просьбу они удовлетворили.

Когда р.Хаима вели по улицам, евреи закрывали свои лавки и магазины, чтобы сопровождать его. Они горько плакали, видя как их любимого рабби ведут на такую ужасную смерть, а арабы посмеивались и шутили. Р. Хаим не обращал внимания на смеющихся арабов и утешал своих братьев, говоря им: Только Бог может дать и отнять жизнь; Он спасает и охраняет во времена несчастий. Я знаю, что Он спасет меня от зубов льва. Положитесь на Бога».

Процессия подошла к воротам дворца султана. Р. Хаима пропустили через эти ворота и подвели в логову львов. Здесь его передали в руки служителей, чтобы исполнить приговор султана.

Служители обвязали р.Хаима веревкой и спустили его вниз в пещеру, в то время, как он крепко держал свои любимые книги и мешочек с тфиллин, в котором был также его Сидур. Хранители знали, что будет дальше: кровожадный рев, визг и рычание животных и затем смертельная тишина. Они делали это уже много раз В этот раз будет то же, так, по крайней мере, они думали.

На этот раз, однако, все было не так, на удивление не так! Не было крика, не было рева и рычания. Львы и тигры оставались на своих местах и не делали никакой попытки напасть на свою «трапезу». Хранители решили, что животные не голодны и ушли. Через три дня они вернулись, чтобы накормить зверей, думая, что от рабби остались только кости. Когда они увидели рабби, сидящего в середине пещеры, облаченного в талес и тфилин и занятого чтением святых книг, они не могли поверить своим глазам. Дикие животные лежали вокруг на земле, сохраняя почтительное расстояние и как будто прислушиваясь к его мелодичному голосу.

Служители помчались доложить султану об увиденном. Не веря своим ушам, султан отправился посмотреть на это сам, и тоже был поражен и напуган этой, внушающей благоговейный страх, картиной.

Тогда султан приказал спустить для рабби веревочную лестницу, чтобы он мог выбраться из логова. Когда р.Хаим вышел, тот смущенно попросил у него прощения. «Теперь я знаю, что существует Бог, страж Израиля» – воскликнул султан. Он попросил святого рабби стать его другом и советником и пообещал, что ворота дворца всегда будут открыты для него.

Этот был день света, радости, веселья и чести для евреев, в то время, как их враги не осмеливались более оскорблять или поднять руку против любого еврея. Сам же рабби Хаим ибн Атар вернулся домой с глубокой благодарностью ко Всевышнему и с еще большим смирением в сердце.

עורך

השאירו תגובה