Самолетное дело

В декабре 1970 года состоялся судебный процесс, получивший название «Ленинградское самолетное дело». Оно привлекло внимание...

В декабре 1970 года состоялся судебный процесс, получивший название «Ленинградское самолетное дело». Оно привлекло внимание мировой общественности и широко освещалось в зарубежной прессе. С заявлениями о нем выступили премьер-министры Израиля и Великобритании.

Группа евреев, жителей Риги и Ленинграда, одержимых желанием уехать из СССР в Израиль и потерявших надежду получить разрешение на выезд у советских властей, замыслила совершить для этой цели захват пассажирского самолета. Инициатором этой отчаянной акции был Эдуард Кузнецов. Вместе с ним организацией побега занимался М. Дымшиц, уволенный по национальному признаку военный летчик, бесплодно по той же причине в течение нескольких лет пытавшийся найти работу по профессии. Религиозным лидером группы и составителем «Обращения» к западной общественности с объяснением причин и мотивов акции являлся И. Менделевич. В группу входили всего 16 человек, в том числе и несколько русских.

Первоначально обсуждался план захвата большого пассажирского лайнера. Однако смущала возможная негативная реакция мирового сообщества на опасность, которой подвергались бы при этом пассажиры самолета. Поэтому руководители группы по туристическим каналам запросили у близких к правительству Израиля кругах мнение по этому поводу. Ответ последовал быстрый и резко отрицательный.

Тогда Кузнецов и его группа остановились на плане захвата малого самолета АН-2 местной линии, все до единого места в котором должны были быть куплены и заняты участниками побега. Операция поэтому условно именовалась «Свадьба».
Она планировалась в расчете на минимальное насилие над экипажем. После вылета из Ленинграда и посадки самолета в районном городке Приозерске экипаж (два пилота) должен был быть силой или с применением резиновой дубинки отстранен от штурвала, связан и выгружен на безлюдное поле аэродрома. Во избежание простуды летчики оставили лежать в спальных мешках, которые входили поэтому в оснащение группы. После этого управление самолетом принимал на себя Дымшиц. Самолет взлетал, пересекал на малой высоте близкую в этих местах границу и направлялся в Швецию. Весь риск, таким образом, ложился только на участников группы.

Впоследствии советская печать («Правда» и «Известия» от 1.01.71 г.), а также ТАСС приписывали участникам «Свадьбы» намерение убить пилотов. При этом пренебрегли даже тем, что умысел такого рода не вменялся обвиняемым, что, естественно, не преминуло бы сделать следствие.

Всех «самолетчиков» было 16: кроме М. Дымшица, Э. Кузнецова, С. Залмансон, А. Мурженко и Ю. Федорова, — А. Альтман, М. Бодня, А. Дымшиц (жена М. Дымшица), В. Залмансон, И. Залмансон (два брата С. Залмансон), И. Менделевич, Б. Пенсон, Л. Хнох, М. Хнох (жена Л. Хноха) и две дочери Дымшицов. Якобы приглашенные на свадьбу, они закупили все билеты на самолет АН-2 рейса Ленинград — Приозерск; поэтому акция получила условное название «Свадьба».
 Операция «Свадьба» изначально была обречена на провал. Степень ее конспиративности напоминала одесский анекдот о шпионе, «который живет этажом выше». В Ленинграде дети улетавших прощались с одноклассниками в школе. Разоблачение было почти неминуемо. Но исступленное желание бежать овладело всеми настолько, что даже при ничтожных шансах на успех подготовка захвата продолжалась. Даже после того как уже 15 июня по пути в аэропорт в электричке была замечена явная слежка…

Перед выездом на аэродром организаторам акции стало известно, что КГБ знает об их планах и арестует всех до посадки в самолет. Тогда Кузнецов сказал Мурженко и Федорову: «Ясно, что улететь не удастся. Вы не евреи, зачем вам подставлять себя, ради еврейской проблемы эмиграции в Израиль? Мы не будем обижаться на вас, если вы сейчас не выступите с нами». Но те ответили: «Раз мы пошли с вами, — пойдем до конца». 

Всех взяли при посадке у трапа. Чекисты обставили все, как впечатляющий спектакль. Задержание безоружной группы производилось с применением войсковых частей и собак-овчарок.

И вот — арест. После судебного фарса М. Дымшицу и Э. Кузнецову вынесли смертный приговор, И. Менделевичу и Ю. Федорову — по 15 лет заключения, А. Мурженко — 14, Хноху — 13, А. Альтману — 12, В. Залмансону — 12 (как лейтенанта Советской Армии его судил военный трибунал), С. Залмансон — 10, И. Залмансону — 8, Б. Пенсону — 10, М. Бодне — 4.
 
После бури протестов во всем мире и личного вмешательства президента США Ричарда Никсона смертный приговор Дымшицу и Кузнецову заменили 15-ю годами. Незначительно снизили сроки остальным. Менделевич вместо 15 лет получил 12.
Он был освобожден досрочно, вполне легально уехал в Израиль, стал там раввином и преподает в ешиве "Махон Меир"..
В конечном итоге «самолетное дело» сыграло важную роль: мужественная попытка вырваться из «закрытой страны» получила всемирную огласку и аынудила Советский Союз облегчить правила выезда евреев в Израиль (а под видом Израиля и в другие страны).

עורך

השאירו תגובה