При свете костров

На исходе субботы 17-го ияра(в этом году 1-го мая вечером) мы отмечаем праздник Лаг ба-омер. В Израиле по всей ...
На исходе субботы 17-го ияра(в этом году 1-го мая вечером) мы отмечаем праздник Лаг ба-омер. В Израиле по всей стране зажигают костры, а к горе Мерон съезжаются десятки тысяч люднй для массовых торжеств. 18-го Ияра, на 33-й день омера, произошло событие, которое, на первый взгляд, никак нельзя назвать радостным: величайший праведник и мудрец Торы, рабби Шимон бар-Йохай , известный еще и как автор основополагающей книги Каббалы, "Зоhар", покинул этот мир. Однако он завещал, чтобы эта дата отмечалась евреями с весельем и сердечным ликованием. И конечно, у нас возникает вопрос: а что мы, в сущности, празднуем и почему веселимся?
Любавичский ребе отвечает на этот вопрос в своей беседе. Для веселья в Лаг ба-омер есть несколько причин. одна заключается в том, что в день кончины праведника все благие дела, которые он творил, и вся Тора, которую он учил, возносятся ко Всевышнему, обретая постоянство и нетленность. Учение Рашби, занимает теперь такое же место в системе мироздания, как звезды и планеты, только гораздо более прочное.
Вторая причина в том, что рабби Шимон навсегда освободился от НЕБЫТИЯ. Его прощальными словами были:  בחד קטירא  אתקטרנא– теперь я связан с Творцом воедино.
РаШБИ дает нам понять, что любое сокрытие Всевышнего, связанное с кончиной, больше не относятся к его душе. Она поднялась на такой уровень, где противостояния жизни и кончины больше не существует. И, значит, нет повода для траура и грусти. Наоборот, настал день праздника: празднования такого уровня взаимоотношений с Богом, на котором никакие условности и детали не играют роли. Это общение "с глазу на глаз"!
Известно, что годовщина важного события в жизни праведника обладает чудесным свойством вновь транслировать в наш мир тот свет и ту мудрость, которые раскрывались в тот день. Поэтому у нас, потомков, есть уникальная возможность черпать из того же источника. Но, чтобы получить наследство, надо сначала знать, из чего оно состоит.
Для рабби Шимона мир законов Торы был гораздо ближе правил физического мира, в котором мы существуем. Известно, что вместе со своим сыном, рабби Элазаром, Рашби провел 13 лет в пещере, питаясь плодами рожкового дерева и водою. За это время, особенно в последний год, он постиг величайшие тайны Торы, испытывая величайшее наслаждение, перед которыми житейские сложности мало что значили.
Такова первая часть наследства рабби Шимона: неудержимое стремление вверх, к духовности, к знанию законов Творца.
Когда отец и сын покинули пещеру, рабби Элазар был возмущен тем, что народ еврейский занят пахотой и посевом, а не отдался полностью изучению Торы. "Они предпочитают бренную жизнь жизни вечной"!
Взгляд молодого праведника, как язык пламени, обжигал любого, кого он касался. Однако его отец, который, казалось бы, гораздо лучше понимал, какого богатства лишают себя евреи, тут же излечивал нанесенную невольно рану. Он знал, что нельзя противопоставлять Тору и мир, что высочайшие тайны даны ему, чтобы здесь, на земле, исправить все, что можно исправить.
В своем желании сделать мир жилищем Творца, рабби Шимон, не чурался мест, где царила скверна захоронений. Так, возле города Тверии было поле, где находилась необозначенная могила. Поэтому коэны обходили его стороной.  Рабби Шимон взялся за дело, выяснил точное место захоронения, обозначил его и, тем самым, устранил все сомнения, что позволило коэнам свободно проходить, не опасаясь нарушения законов ритуальной чистоты.
Но ритуальная нечистота захоронений еще не самая нижняя ступень. Она заложена в структуру нашего мира и не слишком зависит от воли человека. А вот "грешить или не грешить" еврей выбирает сам. Рабби Шимон был готов спуститься даже в трясину еврейских грехов и помочь людям выбраться оттуда. Он не боялся "запачкаться". И в этом вторая часть наследства рабби Шимона.
Есть еще и третья: широта взгляда, в единственном числе. Поднявшись на пик духовной высоты, рабби Шимон интересовался каждой деталью еврейской жизни, видя в ней отражение единства Творца. Он не боялся, что его "потревожат", не ждал, когда его позовут на помощь. Он шел сам. И силы, полученной им за 13 лет учебы в пещере, хватало, чтобы спасать весь еврейский мир. Пусть в этот необычный день, Лаг ба-омер, мы обретем частицу этой силы!

עורך

השאירו תגובה