Восстание Бар-Кохбы

Восстание Бар-Кохбы вспыхнуло в 132 г. вследствие декрета римского императора Адриана, введшего ...
Восстание Бар-Кохбы вспыхнуло в 132 г. вследствие декрета римского императора Адриана, введшего в 129–132 гг. в Палестине смертную казнь за совершение обряда обрезания, а также вследствие постройки нового города на месте Иерусалима.
Когда император был с визитом в Иерусалиме и увидел разрушенный город, он пообещал, что Иерусалим будет отстроен заново и новый Храм будет воздвигнут на месте прежнего.
Не успел народ порадоваться этой вести, как на него обрушился страшный удар:
— Новый город будет не еврейским, а римским и в новом Храме будет поставлен алтарь в честь римского бога — Юпитера.
Этот город Адриан назвал Элия Капитолина в честь самого себя и в честь Юпитера Капитолийского. В новом городе он воздвиг языческий храм Юпитера, что, по словам греческого историка Диона Кассия, вызвало «свирепую и затяжную войну». Сигналом к восстанию послужил отъезд императора в Грецию (летом 132 г.). В сущности, восстание Бар-Кохбы было продолжением антиримских восстаний евреев диаспоры в 115–117 гг. н. э.
Втайне от римских властей евреи собирали силы, ожидая удобного случая, который представился после отъезда Адриана.
Во главе восстания встал Шимон из города Козиба. К нему стекались люди со всех концов страны, предлагая помощь. Шимон обучал их военному искусству. Как-то р. Акива пришел к повстанцам. Там он увидел Шимона из Козибы. Это был человек огромной силы, не ведавший страха, исполненный веры и безгранично преданный своему народу. Его воины во многом были похожи на своего вождя. И рабби Акиве вспомнился стих из Торы:
— Звезда (Кохав) взойдет над Яковом.
Тогда он возложил руки на голову Шимона и благословил его:
— Не Шимоном из Козибы ты будешь зваться, а "Бар Кохбой" — Сыном звезды.
Рабби Акива считал его Божьим посланцем, видя в нем вождя – Мошиаха.
Повстанцы захватили несколько городов и укрепили их, возведя стены и прорыв подземные переходы. Адриан был вынужден срочно отозвать из Британии одного из лучших полководцев Юлия Севера.
В ходе боев римские легионы разрушили 50 крепостей, уничтожили 985 деревень и вырезали 580 тыс. человек. Много евреев погибло от голода, болезней и пожаров.
В этой войне погибло также много римских солдат и офицеров, и Адриан, сообщая сенату о победе, не начал свою речь обычной формулой «Я и моя армия здравствуем». Восстание охватило всю Иудею, включая Галилею и Голаны, и его поддержали евреи диаспоры и даже неевреи. По своим размерам и накалу восстание Бар-Кохбы представляло серьезную угрозу для Римской империи. В войне принимали участие отряды легионеров, прибывшие из всех провинций империи, в том числе войска из Египта и даже из далекой Британии, а также сирийский флот. Война продолжалась свыше трех лет. Повстанцы захватили Иерусалим, о чем свидетельствуют надписи на некоторых отчеканенных в то время монетах: «[такой-то год] от освобождения Иерусалима», а также документы, найденные в пещерах Иудейской пустыни. Один из них датирован — «третий год освобождения Иерусалима». Из этого можно заключить, что для восставших Иерусалим был не только символом свободы, но и служил знаменем консолидации сил повстанцев и их господства над Иудеей.
 
Последним оплотом Бар-Кохбы была крепость Бейтар в Иудейских горах. Ее падение и поражение Бар-Кохбы, нашедшего там свою смерть, символизируют конец всего восстания, хотя отдельные очаги восстания сохранялись в пустыне и на берегу Мертвого моря и позднее.  Бейтар служил для повстанцев главной цитаделью из-за выгодного стратегического положения – крепость стояла на хребте горы. Усиленная осада Бейтара римлянами началась, очевидно, после захвата Иерусалима. Но даже и во время этой осады защитники Бейтара поддерживали связь с лагерями повстанцев в Иудейской пустыне.
 
Смерть Бар-Кохбы в 135 г. описана в Мидрашах и Талмуде. Рассказы об учиненной римлянами в Бейтаре резне свидетельствуют о крайней ожесточенности борьбы. В еврейской традиции падение Бейтара было несчастьем, равным разрушению 1-го и 2 -го Храма. Во время репрессий, последовавших за падением Бейтара, большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Уцелевшие подверглись жестоким преследованиям, были распространены продажа в рабство и выселение из родных мест, запрещалось проведение религиозных обрядов. Центр еврейской жизни переместился на север страны, главным образом в Галилею. В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которые вели евреи древней Иудеи.
Император Адриан приступил к жестоким гонениям на еврейскую религию.
— Религия дает силы этому упрямому народу, — заявил он. И он запретил евреям соблюдать законы Торы, изучать ее и обучать Торе других. Нарушение указа каралось смертью.
Мудрецы Торы собрались на тайный совет в городе Лоде. Обсуждался вопрос:
– Следует ли рисковать жизнью ради изучения Торы? Некоторые считали:
— В такое опасное время достаточно соблюдать законы Торы, не рискуя жизнью ради учения
Но рабби Акива возразил:
– Изучение важнее всего. Без него люди вскоре забудут законы Торы, а кроме того, чтобы соблюдать заповеди, нужно не только знать их, но и понимать их смысл. Бог завещал нам: "Не оставляйте Тору Мою". Как же можем мы прекратить ее изучение?
Мудрецы согласились с р. Акивой и было решено ни при каких условиях не прекращать учение и обучать других.
Смерть рабби Акивы
Римские власти закрыли все еврейские академии и ввели жесткий надзор. Но евреи находили разные пути, как ускользнуть от надзора. Они изучали Тору, просто прогуливаясь по улицам. В гуляющем старике с юношей трудно было заподозрить изучающих Тору. Часто группы молодых людей делали вид, что отправляются в лес на охоту, а в лесу занимались учением. Следили и за р. Акивой. Но он не прекращал обучать своих учеников.
Как-то раз к р. Акиве пришел еврей по имени Папос. Папос был одним из тех, кто считал неразумным рисковать жизнью ради учения.
– Акива, – сказал он, – ты же знаешь, что, обучая Торе, ты рискуешь жизнью, ведь следят за тобой больше, чем за всеми другими?
На что р. Акива ответил ему притчей:
– Как-то раз лиса прогуливалась вдоль ручья. Вдруг она заметила, что на дне ручья мечутся рыбы в панике.
"Чем вы так напуганы?" — спросила их лиса. "Мы убегаем от рыбацких сетей". "Зачем же вы жметесь ко дну! Подымайтесь на берег и продолжайте жить в мире и покое", — предложила лиса. "Видно, напрасно считают, что лис — самый мудрый из зверей, — ответили рыбы. — Разве ты не знаешь, что вода — наша стихия, какие бы опасности ни грозили нам в воде, на суше мы погибнем гораздо быстрее".
Закончив притчу, р. Акива сказал:
— Тора для еврея все равно, что вода для рыбы. Если нам трудно жить, соблюдая ее законы, то без Торы мы наверняка погибнем.
Вскоре р. Акиву арестовали. Его заключили в темницу, а затем приговорили к смерти. Смерть рабби Акивы была мучительной. Несмотря на страшные пытки, он не произнес ни единого слова, которого добивались от него его мучители. Он улыбался, губы его шевелились в беззвучной молитве. Он умер со словами:
– Слушай, Израиль: Господь – Бог наш, Господь один!
Глубоко скорбел народ, оплакивая кончину рабби Акивы. Но их утешала мысль, что не зря он погиб. Он оставил после себя множество учеников, способных продолжать его дело.

עורך

השאירו תגובה