Сильнее тюрьмы

12-13 Тамуза - праздник освобождения шестого Любавичского Ребе, который ежегодно отмечается как ...
12-13 Тамуза – праздник освобождения шестого Любавичского Ребе, который ежегодно отмечается как Любавичскими хасидами, так и всеми евреями, которым дорога Тора, еврейский образ жизни, сохранение грядущих поколений в лоне еврейства. Ныне – 24 -25 июня 2010 г.
 
Р. Йосеф-Ицхак Шнеерсон был шестым в ряду Любавичских Ребе, возглавлявших движение ХАБАД, основанное в 70-ых годах 18-го века. Показательно, что все Любавичские Ребе подвергались преследованиям со стороны российских властей, но особую жестокость проявил советский режим.
 
Рабби Йосеф-Ицхак стал во главе Любавичского движения в 1920 году, и таким образом ему пришлось противостоять традиционной жестокости российских правителей, помноженной на живодерство коммунистической тирании и лакейское рвение «евсеков». В то время, когда «благоразумные» полагали единственно возможным путем для сохранения еврейства — сидеть тихо, р. Йосеф-Ицхак Шнеерсон выдвинул концепцию наступления еврейского духа. Он создавал новые еврейские учебные заведения, готовил новых преподавателей и наставников, организовывал еврейские учреждения, распространял Тору и заповеди всеми возможными и невозможными путями.
 
Кризис наступил в 1927 году, когда Ребе арестовали и приговорили к смерти. Сразу по прибытии в тюрьму он чудом избежал смерти, когда конвоир направил его коридором смертников, но Ребе, идя по нему, свернул в другой коридор. Спустя два дня его приговорили к смерти. Вскоре, однако, свершилось казавшееся невероятным. Усилия еврейской общественности, волна петиций и протестов, включая давление по дипломатическим каналам, оказали свое действие – смертный приговор был заменен ссылкой на десять лет в Соловки.
Но Провидению было угодно, чтобы произошло еще более невероятное – вскоре приговор был снова заменен, на сей раз — тремя годами ссылки в Кострому. Полоса чудес достигла апофеоза, когда 12 Тамуза – 12 июля 1927г., через три с лишним недели после ареста, в день 47-летия Ребе, его окончательно освободили…
Важную роль на всех этапах борьбы за освобождение Ребе сыграла Екатерина Пешкова (первая жена Горького), возглавлявшая Российский политический Красный Крест. Она использовала личные связи, обратившись к главе ОГПУ Вячеславу Менжинскому (дважды!), председателю ЦИК Михаилу Калинину, председателю СНК А. Рыкову.
 
*     *     *
 
Из письма Ребе, написанного в 1934 году, через семь лет после его ареста и освобождения:
"Мир устроен так, что внешняя скорлупа вещей значит все же меньше, чем то, что происходит «внутри». Когда тело человека находится за решеткой в здании из дерева и камня, то оно страдает. Но еще больше страдает наша святая душа, которая заключена внутри двух тюрем – в теле и в животной душе.
 
Должен признаться, что воспоминания о моем заключении временами доставляют мне даже удовольствие. Хотя прошло уже семь лет, я время от времени, будучи наедине с собой, воскрешаю в памяти то, что видел там, разговоры, которые слышал, вспоминаю то, о чем мне думалось в те дни .
 
Порой воля Всемогущего создает экстремальные ситуации, которые меняют характер человека, и при этом его возможности возрастают необычайно: он подымается на такой уровень, откуда может обозреть главное назначение своей жизни.
 
Духовный прогресс и развитие способностей личности возрастают в период страданий. В особенности, когда человек борется и страдает за свою веру. Такой период, неизбежно связанный с физическими и духовными муками, оставляет в душе человека весьма глубокий след, и он вспоминает эти дни как самые светлые в своей жизни.
 
Каждое событие этого периода очень важно и оставляет след в памяти, особенно, если это происходит за решеткой. Принимая во внимание большую духовную пользу, которая с этим связана, имеет смысл запоминать не только дни и ночи, но даже часы и минуты. Ведь порою минуты страданий, унижений и тревог неизмеримо закаливают характер – и даже человек, слабый душою, превращается в сильнейшего из сильных."

עורך

השאירו תגובה