Глава Насо/кр

Пересчет сынов Израилевых, с которого начинается книга ...
Краткий пересказ
 
Пересчет сынов Израилевых, с которого начинается книга Чисел, заканчивается в главе «Насо». Собственно, в главе «Насо» говорится только об исчислении левитов. Колено Леви пересчитывалось отдельно от остальных колен Израилевых.
 
Если пересчет всех израильтян старше 20-и лет был необходим для успешного ведения военных действий, если таковые окажутся неизбежными, а также для предстоящего раздела Обетованной земли между коленами Израилевыми, то пересчет левитов преследовал совершенно иные цели. Ибо колено Леви – «легион Всевышнего», по выражению мудрецов – не участвовало в военных действиях и не обладало обособленным наделом в земле Израиля. Ему предназначалось стоять на страже духовных интересов еврейского народа. В этой связи левиты пересчитывались дважды. Первое исчисление включило всех левитов от месячного возраста и выше, второй же пересчет, повествование о котором заканчивается в главе «Насо», охватил лишь определенную возрастную группу – от 30-и до 50 лет.
 
Было насчитано 8580 сынов колена Леви «от 30 лет и выше, до 50 лет, всех годных для исполнения службы служения и службы ношения при шатре соборном».
 
О службе ношения подробно рассказывалось в Торе выше: каждый род левитов переносил определенные части шатра для богослужений. Но что надо понимать под «службой служения»? Прежде всего справимся у Раши. И действительно, Раши останавливается на словах «аводат авода» и поясняет: «Это – пение с кимвалами и кинорами, что является сопровождением другой службы». Поясним. Основную службу в Храме несли коэны. Их службу сопровождали левиты пением и игрой на музыкальных инструментах. Получалось, что пение левитов служило храмовой службе, выполняемой коэнами. Эти-то функции колена Леви и называются в Торе «службой служения».
 
Во дворе Храма находилось специальное возвышение – «духан», на котором располагались певцы и музыканты. Хор включал в себя не менее 12 певчих. Ими могли быть только левиты старше 30 лет, прошедшие предварительно пятилетнюю подготовку. Однако к пению могли присоединяться и несовершеннолетние левиты, которым, впрочем, на духан подниматься не разрешалось. Этих малолетних певцов называли «цоарей левиим» – молодняк левитов.
 
В оркестр, сопровождавший пение хора, допускались и представители других колен. Правда, по этому поводу в Талмуде ведется спор, но согласно РАМБАМу окончательное решение сводится к тому, что музыкант в Храме мог быть и не левитского сословия. РАМБАМ насчитывает пять различных видов инструментов, входивших в оркестр Храма. Но в ежедневной службе участвовали только три вида: цилцал, невел и кинор. Цилцал – это кимвалы или по-современному – тарелки, единственный ударный инструмент в оркестре левитов. Причем в оркестр входила лишь одна пара тарелок. Это явно не был джаз-банд. Правильнее, это был струнный ансамбль: в него входило от двух до шести невелов и не менее девяти киноров. Невел и кинор –  струнные инструменты типа лиры и арфы. По Иосифу Флавию, невел имел двенадцать струн, из которых звук извлекался пальцами. По Септуагинте и Вульгате, невел – арфа. Но, живший в 17-м веке, р. Авраам Понталеоне в своей книге «Шилтей а-гиборим» уподобляет невел 13-струнной лютне.
Наиболее значительное место занимал в оркестре левитов кинор. Этих инструментов могло быть в оркестре сколь угодно много и, во всяком случае, не менее девяти.
На основании многочисленных упоминаний о киноре в Талмуде можно сделать вывод, что кинор и невел были сходны между собой, но кинор был меньшего размера и обладал более нежным и высоким звучанием.

עורך

השאירו תגובה